главная отправить письмо карта сайта
О палате
Нотариат
Нотариусы
Услуги
Вопрос - ответ
Новости

Основы законодательства РФ о нотариате
Разъяснения ФНП
Порядок выдачи лицензии
Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса
Порядок прохождения стажировки

РАЗЪЯСНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОТАРИАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ

Рекомендации Федеральной нотариальной палаты по применению Федерального закона от 02 ноября 2004 года № 127 –ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
(далее по тексту рекомендаций – Закон)

1. Об обязательном нотариальном удостоверении сделки
Нотариальное удостоверение сделок обязательно:
1) в случаях, указанных в законе,
2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Данное правило в равной степени может быть распространено и на односторонние сделки.
При определении нотариального тарифа за удостоверение сделки целесообразно исходить из сравнительного анализа размеров, установленных за удостоверение сделок статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), регламентирующего размер государственной пошлины за обязательные нотариальные действия, и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы о нотариате; статья 22.1), устанавливающими размер тарифа за совершение действий, не требующих обязательной нотариальной формы.
Обоснование: пункт 2 статьи 163, статья 156 ГК РФ, статья 22 Основ о нотариате.

2. О правовом статусе согласий, отказов
Оформляемые нотариусом документы (согласия, отказы и другие документы), выражающие волеизъявление, являются односторонними сделками, направленными на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
При нотариальном оформлении указанных документов тариф (500 рублей) взыскивается за удостоверение сделки, предмет которой не подлежит оценке (подпункт 6 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ, подпункт 5 пункта 1 статьи 22.1 Основ о нотариате), за исключением случаев, когда законодательством при нотариальном оформлении таких документов предусмотрено нотариальное свидетельствование подлинности подписи лиц, их выдающих.
Обоснование: статья 153, пункт 2 статьи 154, статья 156, пункт 2 статьи 421 ГК РФ.

3. О совершении льготных нотариальных действий

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, вправе отказать в предоставлении льгот по уплате нотариального тарифа.
Обоснование:

3.1. При совершении нотариальных действий, обязательная нотариальная форма которых предусмотрена законодательством.
За совершение таких нотариальных действий, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть вторая статьи 22 Основ о нотариате).
Льготы по уплате нотариального тарифа не могут быть предоставлены частнопрактикующим нотариусом без предварительного и равноценного ему возмещения, поскольку такое предоставление льгот, с учетом статьи 23 Основ о нотариате, противоречит Конституции Российской Федерации (части третьи статьи 35 и 37, статья 132).
3.2. При совершении нотариальных действий, обязательная нотариальная форма которых не предусмотрена законодательством.
Ввиду того, что законодательство в отношении нотариальных действий, обязательная нотариальная форма которых не предусмотрена законодательством, не содержит требований об исчислении нотариального тарифа с учетом особенностей, установленных налоговым законодательством, то частнопрактикующий нотариус в данном случае должен взимать тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ о нотариате (часть третья статьи 22 Основ о нотариате). Статья 22.1 Основ о нотариате не содержит положений о совершении нотариальных действий без уплаты нотариального тарифа.

4. О составлении проектов документов и выполнение технической работы

Составление проекта документа, выполнение технической работы являются составной частью нотариального действия, за совершение которого может быть взыскан только нотариальный тариф. В связи с чем за составление проектов документов и выполнение технической работы отдельный нотариальный тариф или иной какой – либо вид оплаты не взимаются.
Обоснование: Учитывая ограничения, установленные для нотариальной деятельности статьей 6 Основ о нотариате, обязанность нотариуса оказывать содействовать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности (статья 16 Основ о нотариате), положения статьи 22 Основ о нотариате, предусматривающих, что оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, осуществляется путем взимания тарифа, установленного законом, взимание платы нотариусом за составление проектов и техническую работу не допускается.

5. О распространении на частнопрактикующих нотариусов особенностей во взиманию государственной пошлины.

5.1. Установленные в статьях 333.25 (кроме подпункта 4 пункта 1), 333.35, 333.38, 333.41 НК РФ для случаев совершения действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, особенности взимания государственной пошлины распространяются на взимание тарифа.
На частнопрактикующих нотариусов распространяются следующие особенности уплаты государственной пошлины:
- об увеличении в полтора раза пошлины за совершение нотариального действия вне помещения нотариальной конторы (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ);
- об однократной оплате пошлины при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ);
- об оплате пошлины каждым наследником при наличии нескольких наследников (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ);
- о порядке исчисления размера пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке (подпункт 5 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ);
- об оценке стоимости наследственного имущества на день открытия наследства (подпункт 6 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ);
- о лицах, уполномоченных определять стоимость имущества для целей налогообложения (подпункты 7-10 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ);
- об оценке стоимости отдельных видов имущества и имущественных прав, переходящих по наследству (подпункты 11-13 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ);
- о предоставлении льгот отдельным категориям физических лиц (подпункты 14 и 15 статьи 333.35 НК РФ)*;
- о предоставлении льгот при обращении за совершением нотариальных действий (статья 333.38 НК РФ)*;
- о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты пошлины (статья 333.41 НК РФ). Данной нормой предусмотрено, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются. В связи с чем рассрочка или отсрочка уплаты нотариального тарифа может быть предоставлена нотариусом только при наличии хотя бы одного из следующих документально подтвержденных оснований:
1) причинения обратившемуся лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки обратившемуся лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
Обоснование: Части 2 и 3 статьи 22 Основ о нотариате, статья 63, 64 НК РФ.

5.2. На частнопрактикующих нотариусов не распространяются особенности уплаты государственной пошлины, касающиеся ее возврата за ранее выданное свидетельство о праве на наследство в случае признания его недействительным по решению суда (подпункт 4 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ), поскольку данный тариф с момента его уплаты является собственностью частнопрактикующего нотариуса, который может быть лишен своей собственности только по решению суда.
Обоснование: Часть вторая статьи 23 Основ о нотариате, часть третья статьи 35 Конституции Российской Федерации.

6. Об оценке имущества

6.1. При совершении нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, оценка предмета договора и наследственного имущества осуществляется с учетом документа об оценке имущества (имущественных прав), выданного названными в Налоговом кодексе лицами, органами (организациями).
При совершении нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, оценка предмета договора производится по цене, установленной соглашением сторон.

Обоснование: части вторая и третья статьи 22 Основ, пункт 1 статьи 424 ГК РФ, подпункты 5-10, 12 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ.

6.2. Оценка имущественных прав осуществляется применительно к правилу, изложенному в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ, исходя из стоимости имущества, на которое переходят имущественные права, поскольку нотариальный тариф не является налогом или сбором и в данном случае допускается применение по аналогии права, регулирующего сходные отношения.
Обоснование:
статьи 8, 13-15 НК РФ, статья 6 ГК РФ.

6.3. Оценка имущества (имущественных прав) осуществляется по рыночной стоимости, так как в главе 25.3 НК РФ, содержащей требование обязательного проведения оценки имущества (имущественных прав), не определен конкретный вид стоимости объекта оценки.
Основание:
статья 7 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункты 1, 13 статьи 40 НК РФ, часть вторая статьи 1115, абзац 3 пункта 1 статьи 1172 ГК РФ.

6.4. Лицам, обращающимся за совершением нотариальных действий, следовало бы разъяснять о представлении документов, подтверждающих рыночную стоимость. При этом следует иметь в виду, что судебно-экспертные учреждения и организации по учету объектов недвижимого имущества вправе осуществлять оценку имущества (имущественных прав) по рыночной стоимости. Органы по ведению кадастра объектов недвижимости не уполномочены на проведение рыночной стоимости земельных участков. Оценка земельных участков указанными органами осуществляется по кадастровой стоимости, которая равна рыночной только при оценке земельных участков первой группы земель промышленности и иного специального назначения; по остальным видам использования земель кадастровая оценка может либо равняться, либо отличаться от рыночной.
Обоснование:
статья 37 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», пункт 1.3 Раздела 1 Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного приказам Минэкономразвития России от 19.10.2004 г. №281, пункт 5.4. раздела 5 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 №37, Раздел 2 Методики, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 г. №П/49, пункт 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 г. №418, постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316.

7. О новых нотариальных действиях

7.1. Названные в Законе удостоверение учредительных документов организаций (подпункт 8 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ) и удостоверение факта достоверности протоколов органов управления организаций (подпункт 7 пункта 1 статьи 22.1 Основ о нотариате) можно рассматривать в качестве новых нотариальных действий, предусмотренных федеральным законом. При этом удостоверение учредительных документов организаций осуществляется применительно к порядку по удостоверению сделок. В целях выработки единой правоприменительной практики под удостоверением факта достоверности протоколов органов управления организаций следует понимать подтверждение нотариусом тождественности содержания протокола с фактами (событиями, действиями), решениями, процедурами, имевшими место на собрании в присутствии нотариуса (Примерная форма удостоверительной надписи прилагается).
Обоснование: часть вторая статьи 35 Основ о нотариате, пункт 1 статьи 52 ГК РФ

7.2. Предусмотренное Законом удостоверение копий учредительных документов организаций (подпункт 8 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ) следует, исходя из сущности действий нотариуса, производимых при удостоверении документов и свидетельствовании их копий, рассматривать в качестве нотариального действия по свидетельствованию копий учредительных документов организаций. При этом размер взимаемого нотариального тарифа в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ составляет 500 рублей за каждую копию.
Обоснование: статьи 46, 54-56, 77-79 Основ о нотариате.

8. О форме оплаты нотариального тарифа Поскольку налоговое законодательство и законодательство о нотариате не содержит особенностей, касающихся формы уплаты нотариального тарифа, при определении формы уплаты следует руководствоваться пунктом 1 статьи 861 ГК РФ, исходя из которого нотариус может взимать нотариальный тариф как в наличной, так и безналичной форме.
Подтверждением факта оплаты нотариального тарифа в наличной форме может быть выданный нотариусом обратившемуся за совершением нотариального действия лицу документ, составленный в соответствии со пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Обоснование:
пункт 1 статьи 861 ГК РФ, пункт 2 статьи 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», письмо Минфина России от 23.04.2004 г. №16-00-14/98, письмо МНС РФ от 14.04.2004 г. №33-0-11/285@

9. О распространении размеров государственной пошлины, предусмотренных НК РФ, на наследственные правоотношения, возникшие до 1 января 2005 года За выдачу свидетельства о праве на наследство после 1 января 2005 года в отношении наследства, открывшегося до введения в действие Закона, взимается нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной НК РФ.
Обоснование
: пункт 4 статьи 5 НК РФ, статья 23 Закона.

10. О проведении налоговыми органами проверок правильности исчисления и уплаты нотариального тарифа
Налоговые органы не вправе осуществлять проверку правильности исчисления и взимания (уплаты) нотариального тарифа частнопрактикующими нотариусами, так как в соответствии с НК РФ налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты только государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, взимающих за осуществление нотариальных действий государственную пошлину.
Проверка правильности исчисления нотариального тарифа осуществляется в рамках контроля за профессиональной деятельностью частнопрактикующего нотариуса.
Обоснование:
подпункт 2 пункта 1 статьи 32, статья 333.42 НК РФ, статьи 22, 23 и 34 Основ о нотариате.

11. О размерах нотариального тарифа за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом либо автомототранспортными средствами юридическим лицам.
Поскольку юридические лица не указаны в подпунктах 15 и 16 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ, тариф следует взимать как за удостоверение прочих доверенностей по ставкам (200 рублей), установленным в статье 22.1 Основ о нотариате либо подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ (см. пункт 1 настоящих Рекомендаций).
Обоснование:
подпункты 2, 15 и 16 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ, подпункт 6 пункта 1 статьи 22.1 Основ о нотариате.

12. О свидетельствовании подлинности подписи на заявлениях о регистрации юридических лиц
Поскольку государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с федеральным законом, при исчислении тарифа к заявлениям о регистрации юридических лиц следует относить все виды документов, оформляемых в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц, на которых законом предусмотрена свидетельствование подлинности подписи:
форма N Р11001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании";
форма N Р12001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации";
форма N Р13001 - "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" ;
форма N Р14001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" ;
форма N Р16001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией";
форма N Р17001 - "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц";
форма N Р13002 - "Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица";
форма N Р16003 - "Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица".
При свидетельствовании подлинности подписи на указанных выше документах при регистрации юридических лиц взимается тариф в размере 200 рублей (подпункт 21 пункта 1 статьи 333.24 НК РФ).
При этом следует учитывать, что при свидетельствовании подлинности подписи на документах, представляемых при регистрации индивидуального предпринимателя, взимается тариф в размере 100 рублей.
Обоснование:
Статья 1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439.

Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
1. Плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:
3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов);
5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Статья 333.25. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий
1. За совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственная пошлина уплачивается в размере, увеличенном в полтора раза;
2) при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц, государственная пошлина уплачивается однократно;
3) при наличии нескольких наследников (в частности, наследников по закону, по завещанию или наследников, имеющих право на обязательную долю в наследстве) государственная пошлина уплачивается каждым наследником;
4) за выдачу свидетельства о праве на наследство, выдаваемого на основании решений суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным, государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены настоящей главой. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату в порядке, установленном статьей 333.40 настоящего Кодекса. По заявлению плательщика государственная пошлина, уплаченная за ранее выданное свидетельство, подлежит зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства, в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда. В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными;
5) при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подпунктами 7 - 10 настоящего пункта;
6) оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства;
7) стоимость транспортных средств может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценки транспортных средств, так и судебно-экспертными учреждениями органа юстиции;
8) стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку недвижимости, так и организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;
9) стоимость земельных участков может определяться как организациями, получившими в установленном порядке лицензию на оценку земельных участков
, так и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области кадастра объектов недвижимости, и его территориальными подразделениями;
10) стоимость имущества, не предусмотренного подпунктами 7 - 9 настоящего пункта, определяется специалистами-оценщиками (экспертами), получившими в установленном порядке лицензию на осуществление оценочной деятельности;
11) оценка стоимости патента, переходящего по наследству, производится исходя из всех сумм уплаченной на день смерти наследодателя государственной пошлины за патентование изобретения, промышленного образца или полезной модели. В таком же порядке определяется стоимость переходящих по наследству прав на получение патента;
12) оценка переходящих по наследству имущественных прав производится из стоимости имущества (курса Центрального банка Российской Федерации - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства;
13) оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих на него по наследству имущественных прав определяется исходя из суммы, указанной в оценочном документе, составленном за границей должностными лицами компетентных органов и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.38 настоящего Кодекса.

Статья 22. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами
За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение действий, указанных в части первой настоящей статьи, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 настоящих Основ.
Льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой.
При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы.

Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:
11) физические лица - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы - … при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия…;
12) физические лица - участники и инвалиды Великой Отечественной войны - … при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия….
2. Основанием для предоставления льгот физическим лицам, перечисленным в подпунктах 11 и 12 пункта 1 настоящей статьи, является удостоверение установленного образца.

Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий.
От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом;
2) инвалиды I и II группы - на 50 процентов по всем видам нотариальных действий;
3) физические лица - за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
4) общественные организации инвалидов - по всем видам нотариальных действий;
5) физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании:
жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти;
имущества лиц, погибших в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо с выполнением долга гражданина Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка, а также имущества лиц, подвергшихся политическим репрессиям. К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года вследствие ранения (контузии), заболеваний, полученных в связи с вышеназванными обстоятельствами;
вкладов в банках, денежных средств на банковских счетах физических лиц, страховых сумм по договорам личного и имущественного страхования, сумм оплаты труда, авторских прав и сумм авторского вознаграждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, пенсий.
Наследники, не достигшие совершеннолетия ко дню открытия наследства, а также лица, страдающие психическими расстройствами, над которыми в порядке, определенном законодательством, установлена опека, освобождаются от уплаты государственной пошлины при получении свидетельства о праве на наследство во всех случаях независимо от вида наследственного имущества;
6) наследники работников, которые были застрахованы за счет организаций на случай смерти и погибли в результате несчастного случая по месту работы (службы), - за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм;
7) финансовые и налоговые органы - за выдачу им свидетельств о праве на наследство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
8) школы-интернаты - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких школах;
9) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области образования, - за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;
10) воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск - за совершение исполнительных надписей о взыскании задолженности в возмещение ущерба;
11) лица, получившие ранения при защите СССР, Российской Федерации и исполнении служебных обязанностей в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации, - за свидетельствование верности копий документов, необходимых для предоставления льгот;
12) физические лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, - за удостоверение сделок по приобретению жилья полностью или частично за счет средств субсидий на строительство или приобретение жилья;
13) наследники сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внутренних дел, и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, застрахованных в порядке обязательного государственного личного страхования, погибших в связи с осуществлением служебной деятельности либо умерших до истечения одного года со дня увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, - за выдачу свидетельств о праве на наследство, подтверждающих право наследования страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию.

наверх главная